Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Процедурные нарушения в рамах налоговых проверок

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2016 по делу N А21-1105/2015

Налогоплательщику были одновременно направлены акт проверки и извещение о дате рассмотрения итогов проверки. То есть налоговым органом фактически не соблюдена последовательность этапов налоговой проверки и обеспечения на каждом таком этапе соответствующего комплекса прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 88 и ст. 101 НК РФ, в частности на устранение выявленных налоговым органом противоречий в декларации, на ознакомление с материалами проверки, на представление своих возражений и только потом на рассмотрение всех материалов проверки с обязательным извещением налогоплательщика о факте действительного проведения каждого из этапов сложенного процесса проверки и реализации ее итогов. Инспекция располагала альтернативными способами извещения налогоплательщика, однако никаких иных мер по вручению документов и извещению налогоплательщика не произвела, сократив до минимума эту законодательно установленную процедуру. В связи с изложенным требования налогоплательщика подлежат удовлетворению.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2015 N Ф05-171/2015

НК РФ не предусматривает основания для оставления требования налогового органа о представлении документов без исполнения в случае, когда оно представляется ему в последние дни выездной налоговой проверки и срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки. Положения ст. 101 НК РФ свидетельствуют о наличии у налогового органа права истребовать в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля, что в свою очередь свидетельствует о существовании у налогоплательщика корреспондирующей обязанности представить истребованные документы. Срок для составления акта по итогам налоговой проверки свидетельствует об учете законодателем возможности истребования документов у налогоплательщика в последний день проверки, которая предполагает предоставление разумного времени для получения налогоплательщиком требования и его исполнения.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.01.2015 N Ф03-6100/2014 Налогоплательщиком представлены отчеты об оценке имущества, из которых следует, что стоимость нежилого помещения и транспортных средств как по рыночной, так и по ликвидационной стоимости значительно превышает сумму, доначисленную по результатам выездной проверки. ИФНС не представлено доказательств того, что ею запрашивались у предпринимателя соответствующие первичные документы по учету основных средств, отражающие, в том числе, и стоимость имущества. Стоимость имущества определена ИФНС на основании данных, представленных регистрирующими органами. Поскольку при принятии обеспечительных мер ИФНС не доказана невозможность или затруднительность исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, суд признал решение о принятии обеспечительных мер недействительным.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2015 N Ф09-1745/15 Нарушение сроков при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе месячного срока, установленного п. 1 ст. 101 НК РФ, не является безусловным основанием для признания недействительными решений о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2015 N Ф02-1286/2015 Значительность суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов, их размер более 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика сами по себе не являются достаточным основанием для принятия инспекцией в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ обеспечительных мер. Для принятия обеспечительных мер налоговый орган должен представить доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о затруднительности или невозможности последующего исполнения решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиком.