Налоговые споры в суде, арбитражном суде являются традиционно сложными в силу неясности и неоднозначности налогового законодательства. Это предполагает необходимость участия в таких делах юристов, специализирующихся на налоговом законодательстве.
Правила обжалования действий и решений налогового органа установлены в главе 19 НК РФ. В силу ст.137 НК РФ обжалованы могут быть любые акты, действия (бездействие), решения налоговых органов или должностных лиц налоговых органов, если по мнению налогоплательщика обжалуемым актом нарушены его права.
Нужно обратить внимание, что возможность обжалования зависит от наличия нарушения прав налогоплательщика, причем, формулировка ст.137 НК РФ предоставляет именно налогоплательщику оценить наличие такого нарушения, как условие для обжалования, но на практике это правило действует не совсем в таком формате.
Налогоплательщик не может обжаловать акты налоговой службы, которые не являются источником ущемления его законных прав, даже если сам налогоплательщик имеет совершенно другое мнение на этот счет.
В частности, не подлежит самостоятельному обжалованию акт налоговой проверки, который составляется налоговым органом по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ.
Акт налоговой проверки не обладает признаками, присущими ненормативному акту, не имеет самостоятельного характера, а носит исключительно информационный характер, поэтому, не возлагает на налогоплательщика обязанность по его исполнению. Ввиду этого, акт налоговой проверки не может выступать предметом самостоятельного обжалования, даже если налогоплательщик имеет на этот счет иное мнение.
Конституционный Суд РФ в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О указал, что акт выездной налоговой проверки предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков.
Несогласие налогоплательщика с выводами, изложенными в акте налоговой проверки оформляется в виде письменных возражений в течение одного месяца со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Как видно, закон предусматривает определенный способ защиты налогоплательщиком своих прав в случае несогласия с выводами, сделанными в акте проверяющими по результатам мероприятий налогового контроля – составить письменные возражения, в которых опровергнуть сделанные выводы и обосновать свою позицию.
Возражения налогоплательщика представляют собой позицию налогоплательщика по спорным вопросам относительно правильности исполнения налоговых обязательств, в возражениях налогоплательщик должен обосновать свои доводы доказательствами, т.к. в противном случае они вряд ли будут восприняты.
Оформление результатов налоговой проверки производится одним актом налоговой проверки, в котором отражаются все факты выявленных налоговых нарушений. Акт налоговой проверки и приобщенные к акту документы служат базой для принятия решения руководителем налогового органа.
В п.3 ст.100 НК РФ указаны сведения, которые должны содержаться в акте налоговой проверки. Акт налоговой проверки – это итоговый документ, составляемый по результатам налоговой проверки, вручаемый в течение 5 дней после составления налогоплательщику.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения налогоплательщика. Нужно обратить внимание, что отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права возражать против выводов, изложенных в акте налоговой проверки, в устном порядке.
До рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщику должны быть обеспечена возможность ознакомиться со всеми доказательствами, которые положены в основу выводов проверяющих.