Доказательствами по делу о налоговом правонарушении являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, подтверждающие обстоятельства наличие (отсутствия) налогового правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешение дела.
Мероприятия налогового контроля являются средством сбора, фиксации и закрепления в установленном порядке доказательств по делу о налоговом правонарушении. Законность решения налогового органа о привлечения к налоговой ответственности зависит от законности проведенных контрольных мероприятий по делу. Мероприятия налогового контроля являются необходимой составляющей производства по делу о налоговом правонарушении. Сбор доказательств – это важный этап производства по делу о налоговом правонарушении. Налоговые органы обязаны соблюдать порядок формирования доказательственной базы в процессе налогового контроля. Контрольные мероприятия налоговой службы направлены на выявление нарушений налогового законодательства, но налоговая служба не должна злоупотреблять своими правами в этом процессе.
Выявление признаков налогового правонарушения в процессе проведения контрольных мероприятий – это основание для сбора доказательств по делу. Согласно п.8 ст.101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
В данной норме устанавливается, что обстоятельства совершения налогового правонарушения должны подтверждаться доказательствами, собранными в процессе проведения контрольных мероприятий. Нарушения данных правил будет означать, что решение о привлечении к налоговой ответственности является незаконным и необоснованным. Наличие у общества обязанности по самостоятельному исчислению суммы налога, исходя налоговой базы, определенней на основе регистров бухгалтерского учета, не может рассматриваться в качестве основания для освобождения налогового органа от проверки первичных документов во взаимосвязи с регистрами бухгалтерского учета, имеющих непосредственное отношение к доначисленным налогам.
В п.6 ст.108 НК РФ установлены ряд важных принципов, которые должны соблюдаться в процессе привлечения к налоговой ответственности: лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке; лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения; обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Данные положения составляют презумпцию невиновности налогоплательщика. Презумпция невиновности должна быть опровергнута совокупностью доказательств по делу, в противном случае вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения не будет считаться доказанной. Согласно п.5 ст.101 НК РФ руководитель (заместитель) налогового органа, рассматривая материалы налоговой проверки, должен ответить на следующие вопросы: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах? образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения? имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения?
Ответы на данные вопросы зависят от качества собранных по делу доказательств. Доказательства могут быть представлены также и налогоплательщиком, который не должен занимать пассивную позицию в деле о привлечении к налоговой ответственности. Решение о привлечении к налоговой ответственности, принятое в порядке ст.101 НК РФ, не является окончательным и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы.