Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Фактическое применение налогоплательщиком УСН

В силу правовой позиции, сформулированной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 N 229-О, от 28.02.2019 N 279-О, пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 N 310-ЭС19-1705 по делу N А62-5153/2017, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 563/10, при толковании и применении положений пункта 2 статьи 346.13, подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ судам следует исходить из того, что выбор режима налогообложения (общий или УСН) является правом субъекта малого или среднего предпринимательства; применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер; правовое значение уведомления, направляемого согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты; волеизъявление хозяйствующего субъекта, соответствующего критериям применения УСН, на использование данного специального налогового режима может быть выражено не только в форме письменного уведомления, но и в форме фактического применения данного режима (уплате авансовых и налоговых платежей по УСН, представлении отчетности); функция налогового органа состоит в надлежащем администрировании поступающих налоговых платежей и не может быть использована для принудительного перевода налогоплательщика с УСН на общий режим вопреки волеизъявлению хозяйствующего субъекта (при условии соответствия последнего критериям применения УСН). 

Поэтому, если налогоплательщик, начиная с момента регистрации, фактически применял УСН в течение всего периода времени, сдавал налоговую отчетность по УСН, исчисляя и уплачивая налоговые платежи по данному специальному налоговому режиму, то это может означать, что он фактическими действиями избрал налоговый режим УСН.  Но это право придется доказывать в суде, т.к. налоговый орган не согласится с таким выводом, доначислив налоги по ОСН. Судебная практика не отличается однообразием.

Так, в одном деле, суд установил, что налогоплательщик  соответствовал критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, установленным в статье 346.12 НК РФ, за исключением требования об уведомлении налогового органа, и применял его в течение всего периода, сдавал налоговую отчетность по УСН, исчислял и уплачивал налоговые платежи по данному специальному налоговому режиму без каких-либо возражений со стороны налогового органа. 

В материалах дела имеются декларации по УСН, платежные поручения, чеки о перечислении налога по УСН, инспекция не оспорила факт представления с момента регистрации отчетности по УСН и уплаты ею авансовых платежей по УСН.  Кроме того, суд указал, что в рассматриваемом периоде, заявитель не только фактически применял специальный налоговый режим УСН, но и непосредственно уведомлял налоговый орган о его применении, что подтверждается соответствующим уведомлением, хотя и направленным позже срока.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу о том, что налогоплательщик своими действиями подтвердил волеизъявление использовать специальный налоговый режим. При этом Инспекция без каких-либо возражений принимала налоговые декларации, констатировала отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах по их завершении, то есть осуществляла налоговое администрирование заявителя как плательщика налогов по УСН.  (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.01.2023 N Ф06-27309/2022).

Между тем, в другом споре суд указал, что факт подачи предпринимателем налоговых деклараций по УСН не свидетельствуют о незаконности оспариваемых действий инспекции, поскольку налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной декларации. Принятие инспекцией деклараций по УСН, ввод сведений из нее, уплата предпринимателем указанного налога не может рассматриваться как подтверждение права налогоплательщика на применение специального режима налогообложения. 

Доказательства направления в инспекцию в установленный в срок уведомления о переходе на УСН предприниматель в материалы дела не представил. Более того, данное уведомление не представлено в инспекцию ни в ответ на требования о представлении пояснений по вопросу отсутствия объекта налогообложения по УСН, ни в ходе проведения камеральных налоговых проверок. (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2021 N Ф08-13486/2021).