Возможность реализации налогоплательщиком права на вычет сумм налога на добавленную стоимость предполагает подтверждение реальности хозяйственной операции, в рамках которой налогоплательщику предъявляется сумма налога на добавленную стоимость его контрагентом.
При этом согласно статье 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу (сумму налога) при одновременном соблюдении следующих условий: отсутствует искажение сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения; сделка совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата; контрагент налогоплательщика исполнил обязательство по сделке (пункты 1 и 2).
Налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик умышленно искажал сведения о фактах хозяйственной деятельности - операциях подлежащих учету в составе налоговых вычетов; отражал в налоговой отчетности по НДС недостоверные данные и сведения, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного налога, что привело к неправомерному завышению возмещения сумм НДС из бюджета.
Налоговой инспекцией должны быть доказаны обстоятельства, свидетельствующие об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на искажение фактов хозяйственной жизни, в части отражения в налоговом и бухгалтерском учете нереальных операций (создании фиктивного документооборота); о совершении сделок со спорными контрагентами с целью неполной уплаты налога, о согласованности действий между обществом и спорными контрагентами в целях занижения налогов самим обществом.
В противном случае, вывод о формальном документообороте между налогоплательщиком и спорными контрагентами будет сделан налоговым органом в отсутствие достаточных доказательств и основан на предположениях инспекции.
Важное значение имеют допросы руководителей спорных контрагентов по вопросам причастности к деятельности и подписания соответствующих счетов-фактур, товарных накладных, если данные допросы налоговой инспекцией не проводились, и при проведении проверки почерковедческая экспертиза не назначалась, достоверность подписей руководителей контрагентов не устанавливалась, то это лишает доказательственной базы доводы налоговой инспекции.
В этой ситуации применение налоговых вычетов на основании документов, составленных от имени указанных контрагентов, будет означать отсутствие получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, т.к. данными документами подтверждается поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг). Реальность хозяйственных операций налоговым органом не опровергнута, налоговый орган не опроверг реальность товара, поставляемого в рамках взаимоотношений налогоплательщика и спорных контрагентов.
Действующим налоговым законодательством право на возмещение уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость не поставлено в зависимость от уплаты поставщиками данного налога в бюджет. Поэтому, если налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика и о наличии организованной схемы движения денежных средств, то нет оснований для выводы о наличии необоснованной налоговой выгоды.
Налоговым орган должен доказать, что основной целью совершения сделок со спорными контрагентами является создание обществом налогоплательщиком для вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль, неуплата (неполная уплата) этих налогов. Налоговый орган обязан доказать, что обязательства по сделкам не были и не могли быть исполнены заявленными контрагентами, поскольку они являются "техническими" компаниями.