Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Объект налогообложения налогом на добавленную стоимость

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с п. 1 ст. 154 Кодекса при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога на добавленную стоимость.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, перечисление авансовых платежей является налогооблагаемой операцией, при осуществлении которой у налогоплательщика возникает обязанность исчислить налог на добавленную стоимость.

Возврат авансового платежа подразумевает перечисление денежных средств с учетом налога на добавленную стоимость и возникновение обязанности у их получателя по исчислению налога.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии).

Осуществление платежа по банковской гарантии является банковской операцией и не может рассматриваться как возврат аванса, предусмотренного условиями договоров. Фактически возврат авансовых платежей не произведен, изъятия у налогоплательщика ранее полученных денежных средств в счет авансов не произошло и излишней уплаты в бюджет НДС не возникло. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2017 N Ф05-20863/2016 Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг).

В соответствии с положениями ст. 153 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В силу ст. 167 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, если инвестиционным договором предусмотрена поэтапная сдача объектов строительства, то налогоплательщик доходы и расходы по законченному этапу в целях налогообложения признает в том отчетном периоде, в котором подписано разрешение (решение) администрации города о вводе в эксплуатацию части строящегося объекта. При этом исчисление налога организаций производится заказчиком-инвестором по каждому сданному в эксплуатацию этапу строящегося объекта.

Из анализа вышеуказанных норм и их системного толкования следует, что законодательством предусмотрено определение финансового результата по итогам завершения строительства каждой очереди, в том числе для исключения возможности уклонения налогоплательщика от уплаты налогов в установленном законом размере, в том числе посредством манипулирования убытками по итогам завершения строительства всего комплекса. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.10.2016 N Ф05-15437/2016

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), налоговая база по НДФЛ определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС.

Таким образом, общество обязано было определить часть заработной платы работников в натуральной форме как стоимость питания с учетом суммы НДС.

В соответствии со статьей 255 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в натуральной форме, предусмотренные в том числе трудовыми договорами.

С учетом изложенного, судами обоснованно указано, что общество правомерно в силу ч. 1 ст. 11 НК РФ определяло размер дохода своих работников и, как следствие, в силу п. 25 ст. 255 НК РФ размер своих расходов исходя из полного размера заработной платы, с учетом дохода, как в денежной, так и в натуральной форме (стоимость питания с учетом НДС).

В связи с тем, что выполнение работниками трудовой функции и получение за это заработной платы исходя из ст. 146 НК РФ не является объектом налогообложения НДС, ссылка инспекции на п. 4 ст. 170 НК РФ правомерно признана судами необоснованной.

В силу общего правила, предусмотренного п. 2 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежит предъявленный налогоплательщику НДС при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи таких товаров (работ, услуг). В случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, не признаваемых объектами налогообложения (не для перепродажи), налоговый вычет не применяется. В таком случае суммы "входного" НДС подлежат отнесению на расходы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ.

Таким образом, довод инспекции о том, что суммы "входного" НДС по питанию подлежат вычету, обоснованно признан судами несостоятельным. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2016 N Ф05-14751/2016

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно пункту 5 статьи 3 которого особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу 05.08.2008.

Как правильно указано судом, истец, как участник гражданских правоотношений, и спорные нежилые помещения, как объект гражданских правоотношений, соответствуют критериям, установленным статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ: истец является субъектом малого предпринимательства; доказательства наличия задолженности истца по арендной плате отсутствуют; площадь арендуемых нежилых помещений не превышает предельного значения площади, установленного частью 2 статьи 12 Закона города Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.