Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами

В силу п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.  Исходя из подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность налогоплательщика (иностранной организации, физического лица) по уплате налога считается исполненной после удержания налога. При неудержании налога налоговым агентом обязанность по его уплате несет налогоплательщик. Самостоятельность исполнения налоговой обязанности заключается в совершении налоговым агентом действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат (Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О).

В п.3 ст.24 НК РФ установлены обязанности налоговых агентов, но данный перечень не является исчерпывающим, т.к. в п.3.1 ст.24 НК РФ указано, что налоговые агенты могут нести и иные обязанности, установленные НК РФ.  Это позволяет сделать вывод, что в п.3 ст.24 НК РФ установлены общие обязанности налоговых агентов, но в налоговом законодательстве могут быть установлены специальные (дополнительные) обязанности для налоговых агентов.

В частности, особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами и специальные обязанности налоговых агентов установлены ст. 161 НК РФ. В п.1 ст. 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) с учетом налога. 

Согласно п. 2 ст.161 НК РФ налоговая база в этом случае определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 161 НК РФ, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, упомянутыми в ст. 161 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) у иностранного лица на территории РФ обязанность по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на приобретателя таких товаров (работ, услуг). Указанное лицо, признаваемое налоговым агентом, при выполнении возложенной на него обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации, обязано произвести исчисление и удержание налога у источника выплат - иностранного лица.

«Кроме того, вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию налога на добавленную стоимость из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет. Указанной обязанности налогового агента корреспондирует право на применение вычета налога на добавленную стоимость в размере уплаченного налога в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 171 Кодекса.

Правовая позиция о невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы налога, основанная на том, что обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик (подпункт 5 пункта 3 статьи 45 Кодекса), к которому и подлежит предъявлению налоговым органом требование об уплате налога, в рассматриваемом случае неприменима, поскольку иностранное лицо в российских налоговых органах на учете не состоит» - Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11 по делу N А72-5929/2010.