Пленум ВАС РФ в п. 27 Постановления от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" указал, что при рассмотрении налоговых споров необходимо иметь в виду, что само по себе заключение соглашения об их урегулировании, предусмотренного ст. 190 АПК РФ, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Однако исходя из публично-правовой природы налоговых споров предметом названного соглашения не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом.
Например, предметом такого соглашения не могут выступать вопросы о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пеней, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям.
Налоговый кодекс РФ, а не договор устанавливает порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов, поэтому вывод судов о возложении на заявителя обязанности уплатить указанную в решении сумму НДС является необоснованным. В силу п. 1 ст. 30, ст. 31, 82 НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.06.2013 N 1001/13, содержащим обязательное толкование правовых норм, указал, что, доначисляя в ходе проверки налогоплательщику НДС в результате переквалификации отношений по реализации, налоговый орган обязан был также уменьшить налоговую базу на сумму налоговых вычетов, связанных с этой реализацией.
Инспекция обязана определять действительный размер налоговой обязанности налогоплательщика, исходя из п. 1 ст. 173 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, является правомерным вывод судов обеих инстанций, что заявитель, руководствуясь вышеуказанной нормой при исчислении НДС за 4 квартал 2011 года, обоснованно не включал в налоговую базу сумму полученной из бюджетных средств Департамента капитального ремонта города Москвы субсидии. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 N Ф05-19680/2016
В силу пункта 3 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный пунктом 1 статьи 145 Кодекса.
При толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не установлены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.
Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на данное освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов. Таким образом, нарушение срока на совершение действия не влечет для налогоплательщика негативных последствий, если иное прямо не установлено законом.