Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы, специалист по налоговому законодательству. Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Повторная налоговая проверка

Повторная проверка может быть только выездной, т.к. данная проверка является внеплановой, то ограничения относительно количества налоговых проверок за один и тот же налоговый период, установленные в п.5 ст.89 НК РФ, на нее не распространяются.  В законе указано два основания для назначения повторной налоговой проверки: назначение повторной проверки вышестоящим налоговым органом в целях контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа; назначение повторной проверки в целях проверки уточненной налоговой декларации, поданной налогоплательщиком, в которой заявлена к уплате меньшая сумма налога. Назначение повторной налоговой проверки по иным основаниям, само по себе будет означать незаконность проведенных налоговым органом контрольных мероприятий и, соответственно, будет свидетельствовать о недопустимости добытых доказательств.  Повторная проверка не может отождествляться с дополнительными мероприятиями налогового контроля. Это различные формы налогового контроля. Повторная проверка не может проводиться под видом дополнительных мероприятий налогового контроля, назначаемые по правилам, указанным в п.6 ст.101 НК РФ. Налоговые органы, действуя недобросовестно, иногда используют назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в целях проведения повторной налоговой проверки. Данные действия сотрудников налоговой инспекции являются незаконными.

Назначение повторной налоговой проверки после признания в суде незаконным решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, вполне допустимо. В каждой отдельной ситуации необходимо исследовать вопрос на предмет того повлекла ли повторная проверка изменение прав и обязанностей налогоплательщика, которые уже были однажды определены вступившим в законную силу судебным решением.

Согласно позиции Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 7278/10: «…решение вышестоящего налогового органа может быть отменено только в том случае, если содержащиеся в нем выводы воспроизводят изложенные в решении инспекции обстоятельства, признанные судом ошибочными.  Поскольку данные обстоятельства судами не исследовались, то выводы нижестоящих судов о том, что решение управления вступает в противоречие с судебными актами, отменяющими первоначальное  решение,  является неправильными».

В процессе проведения повторной выездной налоговой проверки может быть выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки. В этом случае к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Необходимость проконтролировать деятельность нижестоящего  налогового органа вышестоящий налоговый орган определяет самостоятельно на основе анализа принятого по результатам первоначальной налоговой проверки решения. Вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контрольные функции по оценке законности принятых нижестоящими налоговыми органами решений по собственной инициативе, т.е. жалоба налогоплательщика, как условие данных действий, не требуется. Назначение повторной выездной налоговой проверки – это право вышестоящего налогового органа, и реализация данного права не зависит и не может быть обусловлено волеизъявлением налогоплательщика. Это значит, что вопрос назначения повторной проверки зависит от усмотрения руководителя вышестоящего налогового органа. Это не может считаться правильным с точки зрения соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика.  Предпосылками для назначения повторной проверки является необоснованность, по мнению вышестоящего налогового органа,  принятого решения по результатам первичной налоговой проверки.