Основанием для отмены решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки могут являться существенные процедурные нарушения, допущенные в рамках производства по делу о налоговом правонарушении. Существенность нарушений оценивается с точки зрения их последствий. В п.14 ст.101 НК РФ выделяются два основных нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые признаются законом существенными и являются безусловным основанием для отмены принятого решения: ■ нарушение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
■ нарушение права налогоплательщика представить объяснения по материалам проверки или по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля.
Основаниями для отмены решения могут быть и иные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, но если только они привели или могли привести к принятию незаконного решения, т.е. перечень процедурных нарушений не является закрытым.
Право налогоплательщика представить свои объяснения (возражения) по результатам налоговой проверки с целью опровержения выводов налогового органа может быть воплощено в жизнь при условии ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки.
Налогоплательщик вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п.6 ст.100 НК РФ и п.6.1 ст.101 НК РФ.
Соответственно, налогоплательщик вправе знакомиться с материалами налоговой проверки в течение одного месяца после получения акта налоговой проверки и в течение 10 дней после окончания проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Как видно, право налогоплательщика, в отношении которого проводились мероприятия налогового контроля, знакомиться с документами, на основании которых налоговый орган делает свои выводы о причастности налогоплательщика к совершению налогового правонарушения, обеспечивается на всех стадиях реализации налогового контроля.
Реализация права на ознакомление с материалами налоговой проверки зависит от волеизъявления налогоплательщика, поэтому, налогоплательщик должен заявить о желании ознакомиться с соответствующими материалами путем подачи заявления об ознакомлении.
Налоговый орган, со своей стороны, обязан обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления (п.2 ст.101 НК РФ).
Налогоплательщик не вправе ссылаться на непредоставление налоговым органом для ознакомления материалов налоговой проверки в случае, если налогоплательщик не подал заявления на ознакомления с материалами установленный срок.
По результатам ознакомления с документами составляется протокол в соответствии со ст.99 НК РФ. Налогоплательщик вправе в процессе ознакомления с материалами изготавливать из них выписки и делать копии материалов. Налоговый орган обязан заблаговременно вручить налогоплательщику вместе с актом проверки копии документов, которые имеют отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами, т.к. налогоплательщик вправе ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки, а также представить объяснения в отношении данных доказательств. Нарушения данных правил может быть оценено как существенные нарушения, как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. Налоговый орган обязан приобщить к акту налоговой проверки все документы, которые подтверждают факты нарушения налогоплательщиком норм законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговой проверки, чтобы налогоплательщик имел возможность с ними заблаговременно ознакомиться и представить свои возражения.