Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы, специалист по налоговому законодательству. Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Пропуск налоговым органом срока направления требования

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.  В налоговом законодательстве отсутствует легальное определение понятия «ненормативный правовой акт налогового органа», определение «ненормативный правовой акт» отсутствует в принципе в действующем законодательстве РФ. Под ненормативным актом, возможность обжалования которого предусмотрено данной нормой, понимается акт, принятый полномочным лицом налогового органа и содержащий обязательные для налогоплательщика предписания

Признаки ненормативного правового акта были определены в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.01.2015 N Ф10-4924/2014 по делу N А09-5879/2014: «…к признакам ненормативного правового акта, который может быть оспорен в арбитражном суде, в том числе относятся: документальная форма акта; властный характер, выражающийся в возложении на конкретное лицо каких-либо обязанностей, создании каких-либо иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; обеспеченность мерами государственного принуждения (вытекающая из обязательности его исполнения лицом); издание (в том числе подписание) уполномоченным должностным лицом».
Ненормативный правовой акт налогового органа можно определить как документ, имеющий реквизиты, содержащий обязательные для исполнения требования и предписания, адресованные определенному лицу, который является основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей, т.е. влечет определенные юридические последствия для налогоплательщика в сфере налогообложения.

Направление налогоплательщику требования об уплате налога не зависит от его привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 69 НК РФ).  Такая ситуация возникает при исключении вины налогоплательщика после выполнения данных ему (или неопределенному кругу лиц) предписаний уполномоченным госорганом (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Чтобы направить требование об уплате налога, акт налоговой проверки необязателен, поскольку недоимка может выявиться и в результате иных мероприятий налогового контроля.
В ст. 70 НК РФ установлены сроки направления требования об уплате налога. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). У данного правила есть исключения: требование направляется не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб. (п. 1 ст. 70 НК РФ); требование направляется в течение 20 дней с даты вступления в силу решения о взыскании недоимки по результатам налоговой проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Пропуск налоговым органом срока направления требования не является пресекательным и не исключает возможности принудительного взыскания сумм налога (пени и санкций) при соблюдении иных сроков. При этом такой пропуск не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Правила направления и исполнения требования об уплате налога влияют на исчисление срока на обращение в суд для взыскания с налогоплательщика неуплаченной суммы налога (определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О). Принудительное взыскание налога не осуществляется за пределами сроков, установленных НК РФ. Это означает, что если налоговый орган недобросовестно направит требование после истечения установленных сроков, это не повлечет увеличение срока для принудительного взыскания налога.