Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Решение о принятии обеспечительных мер

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.02.2017 N Ф03-145/2017 По мнению ИФНС, ею в ходе выездной проверки обоснованно не приняты документы, подтверждающие расходы предпринимателя по УСН при приобретении товаров за наличный расчет, поскольку нарушены требования оформления квитанций к приходно-кассовым ордерам - отсутствуют обязательные реквизиты.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ни в акте проверки и приложениях к акту, ни в решении по итогам проверки не отражены данные нарушения, суммы затрат по каждому из контрагентов, а также периоды оплаты за наличный расчет; ссылок на документы и иные сведения, на которых основаны выводы ИФНС, нет. Отсутствие вменяемых налогоплательщику вышеназванных нарушений в оспариваемом решении инспекции не соответствует положениям п. 8 ст. 101 НК РФ и является основанием для признания решения ИФНС недействительным.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-6916/2016 По мнению налогового органа, решение о принятии обеспечительных мер в порядке п. 10 ст. 101 НК РФ в части приостановления операций по счетам налогоплательщика на сумму 106687848 руб. является законным и отмене не подлежит.

Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, помимо средств на расчетных счетах (5 группа имущества, в отношении которой могут быть приняты обеспечительные меры), у налогоплательщика имеется имущество четвертой группы - готовая продукция, сырье и материалы (запасы). Данный вывод судов основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, в частности, бухгалтерском балансе за 2014 год, в котором отражены запасы в сумме 204241000 руб., и аудиторском заключении к нему, в котором указано, что эту сумму составляет стоимость сырья и материалов.

Довод налогового органа о том, что бухгалтерский баланс за 2014 год на момент принятия решения являлся неактуальным, а актуальным являлся баланс за 2015 год (в соответствии с которым запасы уменьшились в два раза), отклонен, поскольку срок представления бухгалтерского баланса за 2015 год (31.03.2016) к моменту вынесения решения по проверке (25.02.2016) не наступил.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П

КС РФ признал положения ст. ст. 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а также п. 3 ст. 2 и ст. 1102 ГК РФ не противоречащими Конституции РФ. КС РФ указал, что в случае ошибочного предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ налоговый орган вправе взыскать с налогоплательщика денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа вычета, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.

 Соответствующее требование может быть заявлено (в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа) в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета; если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета. Налоговый орган не вправе требовать применения в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий (взыскания штрафа, пени), если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика и не иначе как в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.