Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Система налогового законодательства

Государство устанавливает и взимает налоги с налогоплательщиков по установленной законом процедуре. Процесс взыскания налогов урегулирован на законодательном уровне и не может быть произвольным. Процедура взыскания налога подчинена определенным правилам.

Один из основных принципов налогообложения состоит в том, что никто не должен платить налоги, которые не установлены законом. Система налогового законодательства состоит из следующих составных частей:

  • законодательство РФ о налогах и сборах 
  • законодательство субъектов РФ о налогах и сборах
  • нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (п.1 ст.1 НК РФ).

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ (п.4 ст.1 НК РФ).

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ в силу п.5 ст.1 НК РФ.

Все иные акты, в том числе письма Минфина России и ФНС России не относятся к законодательству о налогах и сборах и не имеют юридического значения для налогоплательщиков, соответственно, не могут устанавливать обязательные для исполнения налогоплательщиками правила.

Письма финансового и налогового ведомств представляют собой акты, разъясняющие налоговое законодательство, но данные разъяснения не имеют официального толкования, а выражают позицию финансового или налогового ведомства по вопросам налогообложения. 

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 обратил внимание, что письма Минфина РФ не отвечают критериям нормативного правового акта, поэтому, не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

В решении Высшего Арбитражного суда РФ от 29 ноября 2012 г. N ВАС-13840/12 устанавливалось, что допускается возможность признания недействующим письма Минфина РФ в случае, если содержащееся в нем разъяснение устанавливает с учетом подп.5 п.1 ст.32 НК РФ обязательные правила поведения для налоговых органов и налогоплательщиков.

Налоговые органы в силу подп.5 п.1 ст.32 НК РФ обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Данные разъяснения имеют сугубо информационно-разъяснительный характер (письмо Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. N 03-01-13/01/47571).

В решении Верховного Суда РФ от 29.08.2016 N АКПИ16-592 указаны признаки, наличие которых исключает возможность оспаривания писем финансового ведомства в качестве нормативного акта:

  • письма изданы как акты казуального толкования в ответ на индивидуальные запросы конкретных налогоплательщиков
  • письма официально не публиковались, до сведения ФНС России и его территориальных органов не доводились, на исполнение не направлялись
  • отсутствуют доказательства, что оспариваемые письма используется в деятельности налоговых органов и является для них обязательным в отношениях с налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, также не имеется
  • в письме отсутствуют предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц, следовательно, они не устанавливают общеобязательных правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение.

Наличие данных признаков позволяет сделать вывод, что оспариваемый акт не имеет нормативных свойств, соответственно, не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков, что не позволяет его оспаривать в судебном порядке. В настоящее время практика Верховного суда РФ исходит из того, что письма Минфина РФ не могут выступать предметом самостоятельного обжалования.