Государство устанавливает и взимает налоги с налогоплательщиков по установленной законом процедуре. Процесс взыскания налогов урегулирован на законодательном уровне и не может быть произвольным. Процедура взыскания налога подчинена определенным правилам.
Один из основных принципов налогообложения состоит в том, что никто не должен платить налоги, которые не установлены законом. Система налогового законодательства состоит из следующих составных частей:
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (п.1 ст.1 НК РФ).
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ (п.4 ст.1 НК РФ).
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ в силу п.5 ст.1 НК РФ.
Все иные акты, в том числе письма Минфина России и ФНС России не относятся к законодательству о налогах и сборах и не имеют юридического значения для налогоплательщиков, соответственно, не могут устанавливать обязательные для исполнения налогоплательщиками правила.
Письма финансового и налогового ведомств представляют собой акты, разъясняющие налоговое законодательство, но данные разъяснения не имеют официального толкования, а выражают позицию финансового или налогового ведомства по вопросам налогообложения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 обратил внимание, что письма Минфина РФ не отвечают критериям нормативного правового акта, поэтому, не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
В решении Высшего Арбитражного суда РФ от 29 ноября 2012 г. N ВАС-13840/12 устанавливалось, что допускается возможность признания недействующим письма Минфина РФ в случае, если содержащееся в нем разъяснение устанавливает с учетом подп.5 п.1 ст.32 НК РФ обязательные правила поведения для налоговых органов и налогоплательщиков.
Налоговые органы в силу подп.5 п.1 ст.32 НК РФ обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Данные разъяснения имеют сугубо информационно-разъяснительный характер (письмо Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. N 03-01-13/01/47571).
В решении Верховного Суда РФ от 29.08.2016 N АКПИ16-592 указаны признаки, наличие которых исключает возможность оспаривания писем финансового ведомства в качестве нормативного акта:
Наличие данных признаков позволяет сделать вывод, что оспариваемый акт не имеет нормативных свойств, соответственно, не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков, что не позволяет его оспаривать в судебном порядке. В настоящее время практика Верховного суда РФ исходит из того, что письма Минфина РФ не могут выступать предметом самостоятельного обжалования.