Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы, специалист по налоговому законодательству. Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Вопросы применения норм налогового законодательства

Законодательство о налогах и сборах представляет собой совокупность налоговых норм, с помощью которых создаются правила для налогоплательщиков и иных участников налоговых отношений в процессе данных налоговых отношений. Представляется, что у налогоплательщиков возникают различные вопросы, требующие разъяснений.

Налоговое право является публичной отраслью права, или подотраслью финансового права, данный вопрос носит сугубо научный и дискуссионный характер, поэтому, не имеет какого-либо влияния при применении норм налогового законодательства.

Публичность налогового права означает, что правила поведения для всех участников налоговых отношений создаются исключительно государством, налогоплательщики не могут участвовать в данном процессе. Публичность исключает диспозитивность, т.е. налогоплательщики не могут своими соглашениями между собой изменять правила поведения в налоговой сфере.

Налогоплательщики обязаны подчиняться установленным правилам поведения, установленным в нормах налогового законодательства, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Ввиду этого, налогоплательщики обязаны позаботиться о правильности понимания норм налогового законодательства, каким бы сложным оно не казалось. Финансовое ведомство в лице Минфина РФ вправе разъяснять правила применения налогового законодательства по обращениям налогоплательщиков или налоговых органов, а также по собственной инициативе.  

Важным ориентиром для налогоплательщика по вопросам применения и толкования налоговых норм является также судебная и судебно-арбитражная практика, особенно позиции высших судов. Квалифицированная налоговая юридическая консультация адвоката (юриста) должна опираться на позиции судов по конкретным вопросам, с учетом мнения финансовых (налоговых) органов, т.к. только в этом случае это позволит верно оценить ситуацию и юридические перспективы.

Нужно отметить, что налоговое законодательство допускает соглашения между государством и налогоплательщиком по вопросу налоговых обязательств. Так, в силу ст.105.19 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. 

В п.3 ст.105.19 НК РФ указаны перечень условий, которые могут выступать предметом данного соглашения, причем, интересно отметить, что в п.4 ст.105.19 НК РФ указано, что по соглашению сторон могут быть установлены и иные условия соглашения о ценообразовании, помимо указанных в п. 3 ст.105.19 НК РФ.

Соглашение между налоговым органом и налогоплательщиком представляет собой сделку относительно налоговых обязательств. В ст.105.22 НК РФ устанавливается порядок заключения данного соглашения, а в статье.105.24 НК РФ определяется порядок прекращения действия соглашения.

Данная возможность является исключением из общего правила, исключения, как известно, подтверждают установленные правила, соответственно, в налоговой сфере в силу публичности действуют императивные правила. Это подтверждает властность налоговых отношений.

В случае, если права налогоплательщиков нарушены действиями (решениями) контролирующих органов следует отстаивать их в соответствии с установленной законом процедурой, активная позиция налогоплательщика в налоговом споре исключить незаконные действия налогового органа, позволит восстановить права и защитить интересы в налоговых отношениях.

Налогоплательщики и налоговые органы являются субъектами налоговых отношений, в рамках которых каждая сторона вправе отстаивать и защищать свою позицию в случае возникновения разногласий относительно налоговых обязательств.

Налогоплательщики также, как и налоговые органы, не вправе действовать в обход закона, формально соблюдая налоговое законодательство, в противном случае это повлечет налоговые претензии, налоговые органы не должны по формальным основаниям предъявлять налогоплательщикам необоснованные налоговые претензии, злоупотребляя своим правом властного субъекта.

Властность налоговых отношений не означает, что налоговые органы действуют бесконтрольно, налоговые органы обязаны действовать в рамках своей компетенции в соответствии с законом с соблюдением прав налогоплательщиков.