Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы, специалист по налоговому законодательству. Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Вопросы рассмотрения апелляционной жалобы

Пунктом 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что из положений статей 88, 89, 100, 101, 139 Кодекса следует, что право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляются им на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Перед началом рассмотрения поступившей жалобы руководитель вышестоящего налогового органа, уполномоченный рассматривать жалобы, устанавливает, имеются ли обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 139.3 НК РФ для оставления жалобы без рассмотрения.

Рассмотрение вопроса о наличии обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения предшествует рассмотрению жалобы по существу. Наличие обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения исключает возможность рассмотрения жалобы по существу и вынесения решения, предусмотренного частью 3 статьи 140 НК РФ. Частью 1 статьи 139.3 НК РФ предусмотрен перечень  оснований для оставления жалобы без рассмотрения. В соответствии с пунктом 4 статьи 140 НК РФ решение налогового органа по жалобе (в том числе и апелляционной) принимается в течение одного месяца со дня ее получения, о принятом решении в течение трех дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением об обжаловании ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом (1 месяц с даты получения им апелляционной жалобы) вне зависимости от даты фактического получения от вышестоящего налогового органа решения по апелляционной жалобе.
Первый абзац п. 5 ст. 140 НК РФ устанавливает, что вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего НК РФ, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, п. 5 ст. 140 НК РФ устанавливает порядок рассмотрения апелляционной жалобы и материалов, представленных нижестоящим налоговым органом. В соответствии с пунктом 2 статьи 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу). НК РФ не предусмотрена специальная процедура подачи дополнительных документов, поэтому, должен применяться общий порядок, предусмотренный п. 1 ст. 139 НК РФ. То есть нижестоящий налоговый орган обязан в течение трех рабочих дней со дня поступления таких документов направить их со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ).  Вышестоящему налоговому органу предоставлены полномочия на оставление жалобы без рассмотрения, в п. 1 ст. 139.3 НК РФ указаны основания для оставления жалобы без рассмотрения. В   п. 2 ст. 139.2 НК РФ указаны требования к форме и содержанию жалобы.