Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Выявление недоимки – последствия

Выявление недоимки – налоговый орган направляет налогоплательщику письменное требование о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить эту сумму в установленный срок (п.1 ст. 69 НК РФ). Налоговые органы допускают ошибки как в содержании, так и в процедуре направления требований об уплате налогов, что позволяет оспорить полученное требование. С 01.01.2014 для оспаривания требования об уплате налога применяется обязательный досудебный порядок. Требование об уплате налога представляет собой документ властного характера, неисполнение которого влечет принудительные меры со стороны государства. Налогоплательщик обязан исполнить требование об уплате налога в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Требование направляется налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В требовании указываются сведения о сумме задолженности, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются, если налогоплательщик не исполнит требование (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В соответствии с п. 8 ст. 69 НК РФ и п. 3 ст. 70 НК РФ, правила данных статей применяются также в отношении требования об уплате пеней и штрафов и сроков их направления. Налоговый орган обязан подтвердить надлежащими доказательствами каждую сумму недоимки и пеней, предъявляемую налогоплательщику к уплате (ст.ст. 45, 69, 75 НК РФ, ст.ст. 65, 200 АПК РФ).

В основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление (п. 52 постановления Пленума от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Налоговое требование – это ненормативный акт налогового органа, который принимается в целях возбуждения процедуры принудительного взыскания налога. Выставление требования об уплате налога означает начало налогового процесса по взысканию налоговой недоимки, пени, штрафа. ВАС РФ разъяснил, что взыскание налога - длящийся процесс, который состоит из двух этапов. На первом этапе налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговый орган применяет принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04).

Процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных этапов и действий. Процесс принудительного внесудебного взыскания начинается с выставления налоговым органом требования.

Налоговый орган обязан направить налоговое требование, в противном случае взыскание налоговой недоимки станет невозможным. Налоговое требование может быть признано недействительным в самостоятельном процессе.

Как разъяснил ВАС РФ, требование об уплате налога признается недействительным только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, или если существенно нарушены требования к его содержанию (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79).