Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы, специалист по налоговому законодательству. Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Назначение налогового мониторинга

Вправе ли налогоплательщик обжаловать отказ в назначении налогового мониторинга?. Евгения

Пунктом 1 ст. 105.27 НК РФ предусматривается, что заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. К заявлению прилагается определенный перечень документов, в том числе регламент информационного взаимодействия по установленной форме. В настоящее время формы заявления и регламента еще не утверждены.

Как следует из п. 4 ст. 105.27 НК РФ, по результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией в соответствии с п. 2 настоящей статьи, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, должен будет принять одно из следующих решений:

1) решение о проведении налогового мониторинга;

2) решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Пунктом 5 ст. 105.27 НК РФ закреплено, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является:

1) непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации) в соответствии с п. 2 данной статьи;

2) несоблюдение организацией условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ;

3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Исходя из п. 6 ст. 105.27 НК РФ решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) будет направляться организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Анализируя все вышеизложенное, следует заключить, что применительно к новой форме налогового контроля - налоговому мониторингу разд. V.2 НК РФ прямо не содержит положений, предоставляющих организации право обжаловать решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Однако в силу ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.