Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Исключение двойного налогообложения

Россия является участницей многих двусторонних международных договоров и конвенций об избежании двойного налогообложения.  Действующие международные налоговые соглашения об устранении двойного налогообложения устанавливают правила налогообложения иностранных юридических лиц, у которых возникает объект налогообложения в России. Основная цель всех соглашений об избежании двойного налогообложения – исключение двойного налогообложения посредством определения места уплаты налогов иностранными лицами при возникновении объекта налогообложения в иностранном государстве, при этом налоговые соглашения касаются лишь уплаты налога на прибыль (доходы) и налога на имущество.

Согласно позиции финансового ведомства  при применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем (бенефициарным собственником) соответствующего дохода. (письмо Минфина РФ от 9 апреля 2014 г. N 03-00-РЗ/16236).

В НК РФ установлен приоритет международного договора над национальными правилами налогообложения. Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Налоговая инспекция не вправе ставить положения налогового законодательства РФ выше соответствующих положений налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения, в противном случае это будет нарушать принцип иерархии нормативных актов, установленный ст. 15 Конституции РФ.

Международные налоговые соглашения выполняют ряд важных функций: обеспечивают стабильность режима налогообложения;  обеспечивают равенство при налогообложении национальных компаний  и иностранных организаций; создают правовую базу для обмена налоговой информацией между налоговыми и финансовыми органами государств, тем самым создавая предпосылки для борьбы с уклонением от уплаты налогов; гарантируют соблюдение сторонами общепринятых принципов и правил международного налогообложения, обеспечивающих вычет обоснованных и документально подтвержденных расходов, независимо от места их совершения, а также порядок определения налогооблагаемых прибыли (доходов) или имущества; обеспечивают предоставление ограниченных, "прозрачных" и контролируемых налоговых льгот (освобождений или снижений ставок налогообложения). В настоящее время существует Договор от 17 июня 1992 г. между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее – Договор между РФ и США). Положения данного  Договора не ограничивают каждое из государств в применении его национального законодательства в сфере налогообложения, но устанавливают определенные особенности при налогообложении иностранных компаний. Согласно статьи 1 Договора между РФ и США ее положения применяются к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах, и к другим лицам, если это специально предусматривается Договором.

На основании ст. 25 данного Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал 1992 г. компетентные органы обмениваются информацией, касающейся налогов, на которые распространяется Договор.