Законодатель предоставил право налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) обжаловать любые ненормативные акты налогового органа, действия (бездействия) должностных лиц, если они нарушают их права и законные интересы.
Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, иные акты ненормативного характера налогового или иного уполномоченного в области налогов и сборов органа, действия (бездействия) их должностных лиц путем подачи искового заявления.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
Подача апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган предупреждает вступление в силу решения налогового органа, принятого в порядке ст.101.1 НК РФ. Решения о привлечении к налоговой ответственности, принятые в порядке ст.101.4 НК РФ, не подлежат апелляционному обжалованию и вступают в силу с момента принятия, но могут быть также обжалованы путем подачи жалобы. Как видно, налоговое законодательство разделяет апелляционное обжалование (решение, не вступившее в силу) и обжалование решения налогового органа, вступившего в силу.
Подача апелляционной или жалобы на вступившее в силу решение – это обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа. Закон устанавливает два порядка обжалования – апелляционный и обжалование выступившего в силу решения налогового органа. Апелляционный порядок применяется в случаях специально установленных законом. Обязательная досудебная проверка решения налогового органа вышестоящим налоговым органом представляет собой обязательную процедуру.
Апелляционная жалоба подается налоговый орган, принявший обжалуемое решение, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Закон предоставляет налогоплательщику 10 дней для подачи апелляционной жалобы. Срок начинает исчисляться с момента вручения решения налогового органа налогоплательщику.
В случае изменения вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа, именно последнее, с учетом внесенных изменений, будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа.
После вынесения решения налоговый орган не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок.
В то же время, является допустимым внесение налоговым органом в решение изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика. Указанное правило распространяется и на решения вышестоящего налогового органа по жалобам на ненормативные акты, решения, действия и бездействия территориальных налоговых органов. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2016 N Ф05-11195/2016).
Вышестоящий налоговый орган вправе по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установить нарушение инспекцией статьи 101 НК РФ при вынесении решения в части квалификации правонарушения, изменить, квалифицировав правонарушение по иной статье НК РФ.
В силу п. 3 ст. 140 НК РФ, разъяснений, содержащихся в п. 69 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" управление вправе после отмены решения нижестоящего налогового органа, принятого с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, рассмотреть их в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, и вынести новое решение.