В сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, это предполагает, что все действия налогоплательщика являются добросовестными, но налоговые органы вправе опровергнуть данную презумпцию.
Судебные органы при разрешении налоговых споров также исходят из презумпции добросовестности налогоплательщиков, в связи с этим предполагается, что все сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Судебное разбирательство по налоговым спорам происходит по правилам административного процесса, налогоплательщик в целях возбуждения дела в суде должен подать административное исковое заявления, в котором должен изложить суть своих претензий к налоговой инспекции, подкрепив свою позицию совокупностью доказательств.
Каждая сторона обязана доказать свои требования, налогоплательщик должен обосновать свою позицию и опровергнуть позицию налогового органа, а налоговый орган должен доказать законность оспариваемого решения (действия, бездействия).
В случае, если будет установлено, что налогоплательщик действовал недобросовестно, то ему будет отказано в заявленных требованиях. Налогоплательщик должен осторожно использовать гражданско-правовые инструменты в налоговых отношениях, и не создавать схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств.
Факт признания налогоплательщика недобросовестным будет означать лишение его прав и гарантий, предназначенных для добросовестных налогоплательщиков, в частности, права на признание его исполнившим обязанность по уплате налога, что могло иметь место при уплате налога через неплатежеспособный банк; либо права на использование налоговых льгот и вычетов.
Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им гражданско-правовых сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели.
Данные понятия имеют оценочный характер, поэтому, наличие разумной деловой цели деятельности налогоплательщика всегда происходит с учетом конкретных обстоятельств каждой ситуации.
Налогоплательщик имеют право на использование схем законной налоговой оптимизации, т.е. имеет право на получение налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности перед бюджетом.
Данное уменьшение должно происходить на законных основаниях, в частности, в результате получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также при получении права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета и иных методов налогового планирования своей деятельности.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 отмечается, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Кроме того, нужно отметить, что все налоговые противоречия и неясности в налоговой сфере толкуются в пользу налогоплательщика, но не нужно надеяться только на это в споре с налоговой службой. Позиция налогоплательщика должна соответствовать закону, чтобы судебное решение было вынесено в его пользу по результатам рассмотрения исковых требований к налоговой инспекции.
Налогоплательщик должен проявлять должную осмотрительность в выборе своих партнеров по бизнесу, в противном случае неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности будут возложены на него.
Т.к. в случае недобросовестности контрагентов налогоплательщик будет вынужден нести определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений. Таких рисков нужно избегать.
Налоговые адвокаты