Нужно обратить внимание, что налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику документы, имеющие непосредственное отношение к данному налогоплательщику, т.к. материалы налоговой проверки могут содержать и иные документы, не имеющие прямого отношения к конкретному налогоплательщику.
Поэтому, налогоплательщик не может ставить в суде вопрос о существенных процедурных нарушениях, допущенных в рамках проверки, если ему не были предоставлены для ознакомления документы, которые не являются доказательствами вменяемого налогоплательщику правонарушения.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10 по делу N А32-44414/2009-51/796:
Право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными налоговым органом в рамках подобных проверок, является его неотъемлемым правом, однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Суду надлежит выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки.
Отсутствие в оспариваемом решении изложения обстоятельств, связанных с выводом налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС не обеспечивает налогоплательщику представлять объяснения в данной части, что является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2014 по делу N А12-29067/2013
Ненаправление инспекцией извещения по юридическому адресу заявителя свидетельствует о несоблюдении налоговым органом требований о надлежащем извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения итогов налоговой проверки и о нарушении права последнего на участие в этом налоговом мероприятии, что прямо рассматривается законом как существенное нарушение прав участника налоговых отношений. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.04.2016 N Ф07-1081/2016 по делу N А13-14571/2014
Пленум ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" обратил внимание на важный момент, имеющий отношение к процедуре обжалования решения налогового органа. «Если в поданном в суд заявлении о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик ссылается на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14 статьи 101 НК РФ), судам надлежит исходить из того, что такого рода доводы могут быть приняты ими во внимание только при условии заявления их в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган» - п.68 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
Сложно согласиться с данным выводом, прежде всего, это не толкование нормы права, а установление нового правила при обжаловании решения налоговой инспекции, высшая судебная инстанция в данной ситуации выходит за пределы своей компетенции, причем, это делается не в интересах налогоплательщика.
Существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки перестают быть основаниями для отмены решения, если налогоплательщик не указал на них в апелляционной жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган.
Существенность нарушения права налогоплательщика – это безусловное основание для отмены налогового решения, поэтому, это основание не может отпадать только лишь потому, что налогоплательщик не использовал данный довод в жалобе, поданной в досудебном порядке.
Исцеление существенных нарушений не может иметь места в этой ситуации, наличие существенных нарушений в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки должно устанавливаться судом и вышестоящим налоговым органом самостоятельно и независимо от воли налогоплательщика, который обжалует принятое налоговой инспекцией решение.