Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы, специалист по налоговому законодательству. Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

О взаимной административной помощи по налоговым делам

В соответствии с нормами Федерального закона от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам" с 4 ноября 2014 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 вместе с Протоколами к ней от 27.05.2010 и Многосторонним соглашением между компетентными органами об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 (далее - Многостороннее соглашение).
Согласно положениям Конвенции автоматический обмен информацией, представляющий собой систематическую и периодическую передачу ключевой информации о налогоплательщике от юрисдикции, являющейся источником дохода, в адрес юрисдикции его резидентства возможен только на основании двусторонних и многосторонних соглашений. 
В этой связи в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 834-р ФНС Россией подписано Многостороннее соглашение. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 834-р "О подписании многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией" от 29 октября 2014 г.).
В связи с подписанием Многостороннего соглашения Российская Федерация принимает Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information) ОЭСР (далее - Стандарты ОЭСР), а также единые подходы к регулированию автоматического обмена информацией в соответствии с принципами, рекомендуемыми ОЭСР для стран - участниц Многостороннего соглашения.
Стороны Конвенции обмениваются любой информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция.
Сторона без предварительного запроса направляет другой Стороне имеющуюся у нее информацию при следующих обстоятельствах:
a) первая из упомянутых Сторон имеет основания полагать, что возможны налоговые потери в другой Стороне;
b) лицо, ответственное за уплату налогов, получает снижение размера налога или освобождение от уплаты налога в первой из упомянутых Сторон, которое может повлечь увеличение размера налога или налоговой ответственности в другой Стороне;
c) коммерческие сделки между лицом, подлежащим налогообложению в Стороне, и лицом, подлежащим налогообложению в другой Стороне, проводятся через одну или более стран таким образом, что происходит снижение размера подлежащего уплате налога в одной или в другой Стороне, или в обеих;
d) Сторона имеет основания полагать, что уменьшение размера подлежащего уплате налога может являться следствием умышленного перевода прибыли в рамках группы компаний;
e) информация, направленная в первую из упомянутых Сторон другой Стороной, позволяет получить информацию, которая может являться необходимой для определения размера налоговой ответственности в последней Стороне.
Каждая Сторона принимает такие меры и проводит такие процедуры, которые необходимы для обеспечения того, чтобы информация, описанная в пункте 1, была доступна для передачи другой Стороне.
Перечень стран, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, содержится в приложениях к письму ФНС России от 8 августа 2006 года N ШТ-6-09/777 "Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации". Также актуальные перечни стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, на официальных интернет-сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.