Лица, имеющие статус налогоплательщика на территории РФ, вступают в различного рода налоговые отношения с государством в лице налоговых органов по поводу уплаты налогов. Отношения по поводу уплаты налогов включают в себя также все иные отношения, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами, в том числе возникающие при обжаловании действий (бездействия) налоговых органов, возврате излишне уплаченного (взысканного) налога, или при получении налоговых вычетов и т.д.
Содержание налогового правоотношения определяется конкретными правами и обязанностями, вытекающими из соответствующего налогового правоотношения, поэтому, содержание налогового правоотношения не может сводиться только к реализации обязанности уплате налога.
Налогоплательщики имеют ряд прав и обязанностей, установленных в ст.21 и 23 НК РФ соответственно, и в иных нормах законодательства о налогах и сборах. Реализация прав и установленных обязанностей порождает соответствующие налоговые отношения.
Священная обязанность налогоплательщика – уплачивать законно установленные налоги закреплена в подп.1 п.1 ст.23 НК РФ. Все иные налоговые обязанности в той или иной степени вытекают из обязанности по уплате налогов.
В частности, обязанность встать на учет в налоговых органах установлена с целью обеспечения осуществления налоговыми органами своевременного и эффективного налогового контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
Нарушение налоговой обязанности может повлечь негативные последствия для налогоплательщика в виде привлечения его к налоговой ответственности, разумеется, если в действиях налогоплательщика имеется состав налогового правонарушения. Наличие состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика устанавливается в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (подп.2 п.5 ст.101 НК РФ).
Налогоплательщик защищен сроком давности от возможности привлечения к налоговой ответственности. В ст.113 НК РФ установлены правила исчисления, приостановления и возобновления течения срока давности, который составляет 3 года.
В НК РФ не предусмотрен механизм применения срока давности в процессе производства по делу о налоговом правонарушении, ввиду чего, данный срок подлежит применению налоговым органом самостоятельно, какого-либо заявления от налогоплательщика не требуется.
Налогоплательщики вправе оспаривать действия и решения налоговых органов в вышестоящем налоговом органе или в суде, а в случаях, специально указанных в законе, налогоплательщик обязан обратиться сначала с апелляционной жалобой на решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд.
В силу п.1 ст.22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Административный и судебный контроль за действиями налоговой инспекции обеспечивает налогоплательщикам возможность ставить под вопрос действия и решения налоговых органов с целью недопущения налогового беззакония.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику в процессе реализации своих полномочий, налоговые органы не могут злоупотреблять своими правами, действуя формально законно, но в то же время причиняя вред налогоплательщику.
В налоговом законодательстве закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика, хотя прямого указания об этом нет в законодательстве о налогах и сборах, но данный вывод следует из нормы, закрепленной в п.7 ст.3 НК РФ, где указано, что все сомнения, неясности и противоречия толкуются в пользу налогоплательщика.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 года N 138-О разъяснено, что по смыслу положения, содержащегося в п .7 ст.3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика.
В п.7 ст.3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В НК РФ не устанавливается механизм преодоления данных сомнений, неясностей и противоречий в налоговом законодательстве.