Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Отзыв лицензии у банка и уплата налога

В случае отзыва у банка лицензии выполнение им банковских операций (в том числе ведение банковских счетов, осуществление переводов денежных средств, электронных денежных средств, кассовое обслуживание) невозможно (п. п. 3, 4, 9 ст. 5, ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). На практике проблема возникает при перечислении налогов через проблемный банк до момента отзыва лицензии. Несет ли налогоплательщик риск неисполнения налоговой обязанности в случае отзыва лицензии после совершения налогоплательщиком действий, направленных на уплату налогов? Это зависит, в частности, от добросовестности налогоплательщика.

Определение ВАС РФ от 14 августа 2013 г. N ВАС-10433/13 «При рассмотрении дела судами установлено, что общество предъявило в акционерный коммерческий банк "Традо-Банк" (закрытое акционерное общество) (далее - кредитная организация) платежное поручение от 24.11.2010 N 477 на сумму 5000 рублей 00 копеек для перечисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Денежные средства были списаны с расчетного счета общества, однако в бюджет не поступили в связи с отзывом лицензии на осуществлении банковских операций у кредитной организации.

В соответствии с позицией, изложенной в определении КС РФ от 14 мая 2002 г., конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично - правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

В развитие указанной правовой позиции Налоговым кодексом Российской Федерации было установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения об уплате этого налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (пункт 2 статьи 45); банки обязаны исполнять поручения налогоплательщика на перечисление налога в соответствующие бюджеты; в случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога и соответствующих пеней (пункты 1 и 4 статьи 60).

В пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ указаны два условия для признания обязанности по уплате налога исполненной: налогоплательщик должен предъявить в банк поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ; на счете налогоплательщика должно быть достаточно денежных средств.

Конституционный Суд РФ в Определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что закрепленный в Постановлении КС РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П подход, допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Из признания таких банков и налогоплательщиков недобросовестными вытекает, что на них не распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П, в соответствии с которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога, поскольку, по существу, они от исполнения данной обязанности уклонились.