Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы. Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Процедура взыскания налога

В НК РФ достаточно детально урегулирована процедура взыскания налога. В силу п.1 ст.45 НК РФ по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, но иное может быть предусмотрено законом. 

Самостоятельность означает, что налогоплательщик обязан без участия налогового органа исчислить и уплатить в установленный налоговым законодательством срок соответствующую суму налога.  Уплатить налог можно и досрочно, закон позволяет исполнить обязанность по уплате налога не лично налогоплательщиком, а третьи лицом. Неуплата налога предоставляет право налоговому органу начать процедуру принудительного взыскания налога. 

Установление налога обуславливает возникновение обязанности по его уплате и необходимость по вступлению в налоговые отношения. Налоговые обязательства возникают из факта установления налога. 

Процесс взыскания налога различается для граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и для организаций и лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

В ст.45 НК РФ указано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. 

В ст.69 НК РФ определяется, что есть требование об уплате налога. Это извещение о неуплаченной сумме налога, пени и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок задолженность. В требовании устанавливается срок для его добровольного исполнения.

Выставление налогового требования – это начальный и необходимый этап по взысканию налоговой задолженности, без направления налогового требования налоговые органы не могут инициировать дальнейшие шаги по взысканию налоговых долгов.

Направление налогового требования – это своего рода предложение налогоплательщику от налогового органа рассчитаться с государством по имеющимся долгам. Требование налогового органа представляет собой ненормативный акт, который может быть оспорен налогоплательщиком в самостоятельном порядке.

В п.4 ст.69 НК РФ определяются реквизиты, которые должны быть в требовании об уплате налога, требование об уплате налога должно содержать сведения

  • о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, 
  • сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. 

В случае, если требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, то оно должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

По общему правилу требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, но иной срок, более продолжительный может быть указан в требовании.

Налоговое требование может быть признано незаконным в суде. До обращения в суд налогоплательщик обязан соблюсти досудебную стадию урегулирования налогового спора, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган, в которой будет поставлен вопрос о законности выставленного налогового требования.

«Нарушение сроков направления требования, но в пределах сроков установленных статьями 46, 70 НК РФ на принудительное взыскание задолженности, вошедшей в требование, а также иные нарушения формы и содержания самого требования, перечисленные в статье 69 НК РФ, не могут являться самостоятельным и достаточным основанием для суда признать такое требование недействительным, при соответствии сумм задолженности по налогам (пеням и штрафам), включенным в требовании, фактической обязанности налогоплательщика по уплате соответствующих налогов (пеней, штрафов) и, если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, не являются существенными» - Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.12.2019 N Ф05-21565/2019.