Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы, специалист по налоговому законодательству. Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Решение о проведении повторной налоговой проверке

Фактически установленные подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ цели и мотивы осуществления повторной ВНП не связаны с высокими рисками уклонения от уплаты налогов того или иного конкретного налогоплательщика, а направлены на проверку эффективности, законности и обоснованности принятых нижестоящим налоговым органом решений, устранение недостатков в его работе и улучшение механизма взимания налога. Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 303-КГ16-7781

Решение о проведении повторной выездной проверки в отсутствие результатов ее проведения не возлагает на налогоплательщика каких-либо незаконных обязанностей. Кроме того, реализация предоставленных Управлению подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ полномочий невозможна без обращения к ранее проведенным мероприятиям налогового контроля, а также анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и представленной им налоговой и бухгалтерской отчетности. Соответственно, как сам процесс контроля за деятельностью налогового органа в рамках повторной выездной налоговой проверки, так и результаты и последствия этого контроля неизбежно отражаются на налогоплательщике, затрагивая его права и законные интересы (Постановление КС РФ от 17.03.2009 N 5-П).

Нормы налогового законодательства не запрещают проводить выездную проверку после камеральной проверки по одним и тем же налогам в силу разных форм налогового контроля, осуществляемых в рамках самостоятельных задач и налоговых процедур, предписанных НК РФ.

В силу предмета выездной налоговой проверки согласно п. 4 ст. 89 НК РФ при ее проведении налоговый орган должен с учетом всех имеющихся переплат и недоимок по налогам установить действительную налоговую обязанность налогоплательщика. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.12.2015 по делу N А52-4476/2014

Нормами ст. 89 НК РФ не предусмотрено, что повторная налоговая проверка может быть проведена вышестоящим органом только после рассмотрения материалов первоначальной проверки, вынесения итогового акта - решения. Данной нормой также не установлены ограничения относительно проведения повторной проверки до вынесения решения по первоначальной проверке, проведения проверки правильности исчисления и своевременности уплаты лишь определенного вида налога, который был предметом первоначальной проверки, а также на вышестоящий налоговый орган не возложены обязанности осуществлять проверку правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов, которые были предметом первоначальной проверки.  Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 N Ф05-17518/2015 Положения ст. 101 НК РФ свидетельствуют о наличии у налогового органа права истребовать и в последний день выездной налоговой проверки документы, необходимые ему для проведения мероприятий налогового контроля, что в свою очередь свидетельствует о существовании у налогоплательщика корреспондирующей обязанности представить истребованные документы. Срок для составления акта по итогам налоговой проверки свидетельствует об учете законодателем возможности истребования документов у налогоплательщика в последний день проверки, которая предполагает предоставление разумного времени для получения налогоплательщиком требования и его исполнения. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.02.2015 N Ф05-171/2015

Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора), статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения предпринимательской деятельности, а налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.04.2015 N Ф02-1452/2015 В Определении КС РФ от 25.01.2012 N 172-О-О КС РФ указано, что положения НК РФ не допускают причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Установленный законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.