Пантюшов Олег Викторович адвокат
Рег. №77/8992 в реестре адвокатов города Москвы, специалист по налоговому законодательству. Выпускник МГЮА им. О.Е. Кутафина. Автор более 50 публикаций по проблемам налогового законодательства в российских и зарубежных юридических журналах.

Участие органов внутренних дел в выездных налоговых проверках

Ст. 36 НК РФ установлено, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках. При проведении выездной проверки сотрудники органов внутренних дел вправе самостоятельно выбирать предусмотренные законодательством средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Из положений совместного Приказа МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 следует, что акт выездной проверки при участии сотрудников органов внутренних дел должен быть подписан должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел; в данном случае это требование соблюдено. Таким образом, участие сотрудников органов внутренних дел в выездной проверке не изменяет основания, условия и порядок проведения проверки и носит вспомогательный характер.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума N 57 от 30.07.2013, при исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (пункт 7 статьи 101.4), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Исходя из положений подпункта 6 пункта 1 статьи 23, подпункта 1 пункта 1 статьи 31, пункта 1 статьи 82, пункта 12 статьи 89, статьи 93 Кодекса, налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки вправе истребовать у проверяемого лица копии документов, необходимые для проведения проверки; в случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов, однако ознакомление налогового органа с оригиналами документов не исключает его право на получение соответствующих копий. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.02.1999 N 18-О, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона N 144-ФЗ, могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем в процессе проведения налоговой проверки и рассмотрения материалов проверки.

Следовательно, материалы, полученные работниками органов внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и переданные налоговым органам в порядке ст. 36 НК РФ, сами по себе не являются основанием для принятия налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности должно основываться на доказательствах (сведениях), полученных и исследованных в рамках мероприятий налогового контроля.

На основании правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 273-О-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 3159/14, другие доказательства, полученные в уголовно-процессуальном порядке, могут быть использованы в арбитражном процессе для установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, при условии их относимости и допустимости (ч. 1 ст. 64, ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом разрешение вопросов об относимости и допустимости представленных сторонами доказательств, а также их оценка являются прерогативой суда.